Поиск
RUUZ

Интервью

Новые кадры Шавката Мирзиёева: Шерзод Шерматов

Эксклюзивное интервью с и.о. министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Шерзодом Шерматовым.

17358views0replies
1

Род занятий: Министр информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан
Возраст: 40 лет
Гороскоп: Овен
Любимая фраза: Где бы вы не были, нужно стараться сделать полезное для людей
Семейное положение: Женат, 4 детей.
Эксклюзивное, нестандартное интервью с и.о. министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Шерзодом Шерматовым. Откровенно о международном опыте в сфере образования, о качестве интернета в Узбекистане, работе, личном, и планах на будущее.
Шерзод Хотамович, расскажите о своем детстве и вашей семье.
Родился я в Ташкенте, в старой махалле «Себзар». Думаю, многие знают эту махаллю по фильму «Шум бола». Мы с семьей жили в старинном фамильном доме, которому тогда насчитывалось более 150 лет.
Вырос я в обычной семье – мама была учительницей, папа инженером. Всего детей было трое.
С детства я старался хорошо учиться, и получать отличные оценки. С первого по десятый класс, был круглым отличником.
Любил много читать. Больше изучал жизнь по книгам, и предпочитал именно чтение, нежели игры с ровесниками на улице. Наверное, любовь к книгам мне привила мама, в детском возрасте. Она работала в школе, и очень часто приносила их из школьной библиотеки. Помню интересный случай — как-то она обещала принести книгу и не принесла. Я очень сильно обиделся. И тогда, родители дали мне деньги, чтобы я себе что-то купил. Я поехал на Лабзак, тогда там был большой книжный магазин – и купил… японские народные сказки. Мое личное убеждение с детства, что через книги можно намного лучше познать жизнь!
А откуда у вас появился интерес к техническим наукам?
С детства меня привлекала эта отрасль, с раннего возраста посещал кружок радиоконструкторов. Также, мне нравилось наблюдать за папой, когда он работал и что-либо мастерил. У нас дома была большая, интересная отцовская книга по кибернетике, роботов, и про то, как они мастерились. Всё это для меня было очень интересно. Мне всегда хотелось стать инженером.
В то время, все мечтали стать космонавтами, в т.ч. и я. Но потом жизнь поменялась — перестройка, зона турбулентности, у детей и подростков сильно поменялись ценности. Сейчас мало кто из детей мечтает стать космонавтом или инженером. Зато у многих цель сразу заработать и разбогатеть, ничего при этом не делая. На мой взгляд, это в корне неправильная цель!
Что лично вам дали школа и лицей?
Школа дала мне хорошее математическое базовое образование. Математика в целом помогает развитию мышления. Помню 7-ом классе мой отец купил мне первый компьютер ZX Spectrum, и с тех пор начался интерес к ПК. Далее, я активно участвовал в городских, и республиканских олимпиадах.
В лицее я серьезно занялся изучением английского языка. За что я благодарен лицею, это прежде всего за интерес к языкам, и свободу самореализации. Там я был создателем интеллектуального турнира «Brain ring» — разработал на бейсике программу, которая помогает управлять игрой (секундомер, который останавливается при нажатии кнопки и т.д.), а также собирал молодежь, зрителей. Было очень интересно, и оттуда я вынес важный опыт, который мне очень пригодился в будущем.
Очень благодарен руководителю школы лицей в Олмазарском районе, за то, что он с каждым студентом общался как с личностью, поддерживая все инициативы. Это чрезвычайно важно для молодых людей.
Как проходила ваша учеба в Финансовом университете? Почему вы решили позже перейти в Малазийский факультет при политехническом университете?
Именно в мой год поступления в финансовый университет, была внедрена при поступлении тестовая система, что тогда помогло сделать проходные экзамены более объективными и позволило собрать в нашей группе множество студентов, которые поступили благодаря своим знаниям. Но к сожалению, тогда, Финансовый университет был очень плохим по качеству образования, я в нем полностью разочаровался.
Был у нас один бессовестный декан, который каждую неделю заходил к нам в аудиторию и говорил, «Вы, бараны! И. т. д, и. т. п.»
Один раз я сказал – извините, мы пришли сюда учиться, мы не бараны.
И с этих пор он меня возненавидел. Были проблемы. Как-то раз он зашел на лекцию, и сказал – «Завтра будет президентский турнир кто не сможет прийти?» – Я поднял руку, и сказал, что у меня завтра с дедушкой запланировано мероприятие», ведь это был выходной, не учебный день. На что декан ответил «Хорошо, ты завтра будешь отчислен!»
И когда наступила моя первая сессия, появились зачетки нового образца — рейтинговые; и преподавательница решила мне поставить автомат по предмету, ввиду моей активности, однако она не знала где что написать/заполнить, и сказала – «Уточни лучше это в деканате».
Я обрадовавшись зашел в деканат, где помимо зам. декана был и тот самый декан. Я рассказал им свою ситуацию, на что услышал от декана — «Ты не сдашь сессию!», и отнял при этом зачетку. Несмотря на то, что у меня был самый высокий рейтинг в своем потоке он просто хотел меня отчислить.
Потом, совершенно случайно, друг рассказал, что открывается Малазийский университет, с иностранными преподавателями. Пошли, посмотрели – первое что понравилась — другая атмосфера и современность. Тогда я решил забрать документы и перевестись в Малазийский факультет при Ташкентском государственном техническом университете (политехнический университет). А когда я хотел забрать документы декан насмехался, говоря своему заму – «Видите, этот дурак хочет от Финансового института хочет уйти в какой-то политех.»
Малазийский факультет при ТГТУ — прекрасное учебное заведение. Там к студентам относились, как к личностям. Туда приходили учиться только те, кто реально хотел учиться. И была сильная конкуренция. Я ее всегда любил – ведь если ее нет, человек расслабляется.
Расскажите про учебу в одном из старейших ВУЗов США — Йельском Университете.
В мои студенческие годы, также, как и сейчас, существовало немало образовательных программ. И самой главной из них был Президентский Фонд «Умид». Я выбрал направление «Монетарная политика и экономика». Примечательно, что помимо стандартных экзаменов по английскому TOEFL и экзамена для магистратуры GRE, не было конкретных критериев отбора для экзамена по “маънавият”. Нужно было готовиться по всем направлениям. Готовился очень тщательно, часами находился в Национальной библиотеке Узбекистана, и мой труд был оправдан. Изначально, не знал, в какой город и университет меня направят, и я был приятно удивлен, попав именно в Йельский Университет. На тот момент я даже и не предполагал, что это был второй исторический университет в США.
Что вы почерпнули из опыта учебы за рубежом?
По поводу опыта обучения за рубежом: сложно назвать что-то одно, т.к. я получил большой опыт во многих сферах.
В Йеле я понял, что понятие университета там совсем другое. Йельский университет – самый большой работодатель в этом городе (Нью Хэйвэн). Университет находится в самом центре города.
Нам нужно поменять отношение к университетам. Университет должен занимать достойное место в жизни общества, и обладать большими ресурсами.
К сожалению, видел многих узбекских студентов, которые приехав в другую страну сразу поменялись. Кто-то решил там остаться навсегда. У меня же никогда не было цели стать американцем и никогда я не испытывал чувство эйфории от того, что жил и учился в Америке. Я всегда был патриотом и никогда не рассматривал варианта остаться там навсегда.
Еще одна моя личная заметка – что сейчас, массовую американскую культуру, чаще всего ту, что показывают в кино, очень быстро копирует молодежь и неправильно ее трактует. В основном в пользу вечеринок, праздной жизни и легкого, быстрого заработка…Однако, многие не видят главного. За американской мечтой стоит кропотливая работа! Американская мечта, на мой взгляд, – это очень хорошая концепция, если ее правильно трактовать. Ее истинная идея заключается в том, что человек может добиться всего сам, с нуля кропотливым трудом. Эта мечта учит трудолюбию, и стараться всё сделать самому — не полагаясь на родителей, блат и знакомства. Такой должна быть и наша, узбекская мечта – не полагаться ни на кого, а усердно работать! Поэтому мне бы хотелось, чтобы молодежь различала эту разницу, и копировала только хорошее.
Как сложилась ваша жизнь после обучения в Америке?
Я не стал терять время, и устроился на стажировку в центральный аппарат в Министерства Финансов, в главное валютно-экономическое управление. В главном управлении был хороший руководитель, мне очень понравилось там работать, потому что, не смотря на высокую должность, он хотел работать с новыми выпускниками, слушал наши идеи и помогал. Мы тогда сформировали большую команду стажеров с разных университетов. Было очень познавательно и интересно.
Позже, я работал в Кабинете Министров, ПРООН (UNDP), в Аппарате Президента.
Еще один интересный опыт в моей жизни — курсы повышения квалификации в штаб квартире ООН, в Нью-Йорке. Однако в то время, я для себя окончательно решил, что не хочу тратить свои силы и энергию для развития других стран и компаний, и я окончательно вернулся в Кабинет Министров. Тогда правительство поменяло структуру Каб. мина: был создан отдельный сектор по вопросам развития ИКТ и обеспечения информационной безопасности.
Расскажите о том, как возник в Узбекистане филиал корейского университета ИНХА?
После получения задачи по открытию филиала Южнокорейского университета встретился со многими руководителями вузов в Корее. В частности, с президентом Университета Инха наши переговоры длились около 4 часов. Однако по их законодательству — открыть филиал оказалось не так уж и просто, ввиду консервативности их Минвуза. Также, была большая сложность в том, что университеты Кореи входят в структуру больших конгломератов. Поэтому они боялись рискованных вещей. На тот момент, в Корее не было ни одного университета, у которого был бы филиал в другой стране.
Также я встречался с ректором престижного государственного университета Кореи KAIST, и он мне поведал, что они около 3 лет хотели открыть филиал в Китае, и пока не продвинется этот проект, за другие они браться не планируют. В итоге они так и не создали филиал в Китае. А наши переговоры с ИНХА прошли успешно, и официально были проработаны вопросы открытия филиала университета ИНХА в г.Ташкенте.
В целом, очень многое можно узнать, именно пребывая в другой стране. Поэтому мы реализовали в ИНХА обязательный проект «3+1» для студентов четвертых курсов –последний год обучения в Корее, где больше выборочных курсов, и возможности стажировки в корейских компаниях. Эту поездку мы стараемся максимально субсидировать для наших первых студентов. Если эта инициатива будет успешной, то можем и дальше так реализовывать.
Сейчас в мире, огромный дефицит IT-кадров.
Я встречался с руководителем агентства информатизации в Корее, по его словам, в их стране дефицит таких кадров, который составляет около 80 тысяч человек.
С уверенностью могу сказать, что наше самое большое богатство – это население. В Казахстане — нефть, в Туркменистане – газ. А у нас основной ресурс – это население. Соответственно сейчас нам нужно инвестировать в образование и стимулировать саморазвитие молодежи, чтобы потом использовать этот наш главный ресурс наилучшим способом, так сказать «с более высокой добавленной стоимостью».
С финансовой точки зрения, окупился ли проект ИНХА?
ИНХА – это долгосрочный проект. С увеличением количества набора студентов, доходы университета будут расти и постепенно университет пройдет точку безубыточности. В долгосрочном плане он точно будет окупаться.
Также, наше богатство — это хорошие кадры. Завтра они станут успешными инженерами, бизнесменами, и эти люди всегда будут помнить, как в этом им помогло университетское образование.
Что вы думаете о качестве интернета в Узбекистане?
Качество интернета у нас пока плохое. Это возникает из-за того, что Узбекистан находится очень далеко от морских путей. А основной поток интернет кабелей проходит именно по морским путям.
Сейчас, один из наших самых главных приоритетов области IT – это то, что мы должны увеличить международный доступ, обеспечить качество, и снизить цену. Такие вещи не делаются быстро, и это зависит от многих факторов. Однако мы активно работаем в этом направлении: поменяли почти все руководство Uztelecom, назначили на должности более молодых руководителей, и сейчас перед ними поставлена главная задача — обеспечивать улучшение показателей телекоммуникаций в Республике.
Параллельно мы работаем над улучшением местного контента. Мы стараемся поменять схему взаимодействия операторов и создателей контента.
Не закроют ли у нас Facebook?
Закрытие ресурсов не входит в нашу компетенцию. Наоборот, мы хотим установить взаимное сотрудничество с Facebook.
Например, с компанией Google мы уже ведем переговоры, и они хотят поставить нам CDN. В чем его плюсы? Все ресурсы Google будут в местном контенте, как сейчас TAS-IX. И для представителей Google это будет полезно — появится еще больше пользователей, и для нас. То же самое можно сделать и с Facebook и тогда его ресурсы будут легче открываться нашим пользователям.
Недавно в Узбекистан прилетал основатель белорусского технопарка. Что мы можем адаптировать из их (белорусского) опыта?
Думаю, многие помнят, что во время предвыборной речи, встречи с избирателями, наш президент, Шавкат Миромонович сказал, что в Мирзо-Улугбекском районе будет создан инновационный центр по развитию современных технологий, и эту задачу возложили нам. С тех пор мы изучаем зарубежный опыт: изучили, индийский, корейский, российский, казахский, белорусский. По поручению Президента я был в Белоруссии, встречался с руководителем белорусского технопарка. И больше всего понравился опыт именно последней страны тем, что за основу они взяли экстерриториальный принцип. Ведь зачем ограничиваться территориально?
Еще один важный фактор – они сделали так, что работать легальней было выгодней, нежели чем по серым схемам. Именно этот же опыт мы и переняли.
IT компании в нашей стране пока разобщены. Нет единой ассоциации, которая бы их сплотила, и представляла, как индустрию. Мы встречались с директорами наших IT компаний, изучали их проблемы, просили делиться своими предложениями – чтобы именно стимулировать их, выйти из тени и перейти на официальную работу.
Соответственно мы предложили создание инновационного центра, и чтобы собрать всех под единой эгидой, предложили им очень хорошие льготы.
После доклада Президенту предложений по реализации поставленной им задачи в предвыборной речи, Шавкат Миромонович принял соответствующий Указ. И самое полезное сейчас — это то, что у нас будет эффект концентрации: т.е. любой, кому нужно разработать какую-либо программу, будет знать, куда идти. Они пойдут в этот инновационный центр, где будет вся информация про компании и их продукты. В итоге, и другие получат для себя максимальную выгоду.
Какие именно плюсы будут для резидентов IT отрасли?
Первое – компании, юридические лица, освобождаются от всех налогов. Но этого недостаточно, так как есть налоги, связанные с зарплатой: подоходный налог от 7 до 22 %, ЕСП от 15 до 25%, и социальные отчисления, около 6%. А для представителей IT индустрии, мы полностью убрали ЕСП, на подоходный налог поставили самый минимум – 7,5%, и также снизили социальные. отчисления.
Как показывает практика, некоторые наши компании стараются установить минимально возможную зарплату, и выдавать ее «в конвертах». А после этого указа надеюсь, они будут выдавать заработную плату официально – ведь это будет выгодней прежде всего для них самих. Соответственно, если зарплаты программистам будут выдаваться официально, по статистике они возрастут. Другие люди будут видеть, что программисты хорошо живут и зарабатывают, а это приведет к формированию интереса к этой специальности.
Также Указом Президента дано разрешение на выплату зарплату и дивидендов в валюте, перечислив в международные пластиковые карточки. Это создает дополнительный стимул для компаний, разрабатывающих программное обеспечение для зарубежных заказчиков.
Какие 3 рекомендации вы бы дали нашему будущему поколению?
Первое, очень важно, чтобы молодежь поняла, что своими силами, знаниями, они могут достичь успеха в жизни в любой сфере. Именно усердный труд, желание действовать «не из-под палки», и обучение, приведут их к успеху. Если они это поймут – то будет прорыв!
Второе, необходимо сделать больший упор на СТЭМ образование: Science, Technology, Engineering, Mathematics. У очень многих людей сейчас хороший уровень IELTS, но к сожалению, мало у кого из них достаточный уровень знаний по математике и физике.
И третье. Необходимо учить детей программированию c раннего возраста. Сейчас, в университете ИНХА, на курсах Code Craft мы стараемся обучать детей программированию с юных лет. Самому маленькому нашему ученику было 7 лет.
Интервьюер : Джахангир Латыпов
Автор интервью: MakeBiz.uzLatMedia.uz
Информационная поддержка: UzNews.uz
17358views0replies
1

Комментарии