Поиск
RUUZ

Незаконные сносы бизнеса добрались до Кибрайского района? — спецрепортаж (+видео)

Территория, которую собираются забрать у фермеров под застройку жилья – 90 гектаров. И это не просто поля, а фруктовые сады, современные теплицы, производящие продукцию. Во все это вложены миллионы долларов. И все это теперь под бульдозер?

20189views31replies
1

UzNews.uz

В редакцию UzNews.uz обратились фермеры из поселка Дурмень, Кибрайского района Ташкентской области. Они просят помощи – местные власти незаконно собираются снести их фермерские хозяйства и построить на этом месте жилые дома. Наш корреспондент Константин Башлаев встретился с фермерами и узнал из первых уст об их проблеме.
Скажем сразу, владеют фермеры этими участками на полном законном основании – аренда на 50 лет. И о предстоящем сносе всей выстроенной ими здесь инфраструктуры, включая газ, водопровод и т.д., их даже никто официально не предупредил, они узнали об этом случайно. В их распоряжении оказался документ, с ним познакомились и мы: это проект, согласно которому территорию в 90 гектаров - фермерскую плодоносящую землю - собираются раздробить на 900 участков по 6 соток. Информацию подтвердили в ГП «Землеустройства и кадастра недвижимости» Ташкентской области, филиал Кибрайского района: «планируется снос нескольких сотен домов вокруг «Дурменской госрезиденции». В целях переселения жителей этих домов Кибрайским районным хокимиятом предложено выделить земельный участок».
Важно отметить, что в округе сотни гектаров незасеянных полей, где без проблем можно выделить землю под застройку. Но Кибрайский районный хокимият выбрал почему-то ту территорию, где фермеры годами растили свои сады, строили дорогостоящие теплицы, тянули воду и газ за свой счет. Тратили нервы, силы и деньги. И сейчас из-за нелогичных действий местных властей решается их судьба.
Рассказываем о фермерских хозяйствах, которые собираются снести, какую пользу они приносят сегодня местным жителям, региону и государству в целом.
Акбар Абдураззаков – учредитель фермерского хозяйства OOO «Do'rmon Agro». Он построил современную теплицу по южнокорейскому проекту стоимостью около 9 млрд сумов, почти миллион долларов. Из них половина – частные инвестиции из России, вторая – банковский кредит. Причем под высокий процент. Его нужно выплатить за пять лет. И не понятно, собирается ли Кибрайский хокимият выплачивать компенсацию за предстоящий ущерб, включая неполученный в этом году урожай.
А пока в этой теплице собирают 300 тонн помидоров в год. Ежегодная прибыль – 600 тысяч долларов. Это предприятие в основном экспортирует продукцию за рубеж, а прибыль соответственно получает в валюте.
У предпринимателя Бахтиера Рахманова тоже есть своя теплица по соседству. Он учредитель фермерского хозяйства «Agro Goodwill Plus».
У Бахтиера-ака участок в 4 гектара, но теплица размером в 1 гектар. Из-за того, что здесь планируется все сносить, хокимият Кибрайского района запретил ему строить новые теплицы. Сейчас его ферма приносит 300 тонн урожая в год: помидоры, огурцы, болгарский перец и т.д. Он уже пять лет экспортирует овощи в Россию. В основном в Новосибирск и Самару.
Ежегодная прибыль – 300 тысяч долларов. У Бахтиера-ака трудятся 15 рабочих – жители местного поселка. Уже привлечены и частные инвестиции из России.
У фермера Ахрора Аскарова – яблоневые сады площадью в 7.5 гектара. Фермерское хозяйство «Richmond Manor» выращивает полукарликовые породы яблонь.
Кроме того, в междурядьях он сажает кукурузу, свёклу, горох. Все это очень трудоемкое дело. Чтобы начать зарабатывать на этом саде, нужно ждать несколько лет, пока деревья подрастут. Ахрор-ака вложил собственные средства – около 40 тысяч долларов. У него работают 6 человек. Черешневые и яблоневые сады, которые здесь растут, кроме плодов, производят кислород, которым дышит Ташкент, так как сады находятся вплотную к границе столицы. Еще эти сады, вкупе с другими, защищают Ташкент от сильных ветров, которые дуют с севера.
И всему этому грозит прямое уничтожение. Из-за того, что дома предлагается строить именно на этой земле. Даже если предпринимателям предложат денежную компенсацию и новые земли, то все равно они не покроют всех расходов, кредитов, не вернут потраченные годы жизни. И это в такой момент, когда страна переживает пандемию коронавируса, вследствие чего «просела» экономика. И руководство страны принимает все меры для поддержки людей, чья деятельность направлена на ее укрепление.
Мы отправились за разъяснениями в Кибрайский районный хокимият. Полчаса нас «футболили» по этажам. Сначала отправили к заместителю хокима по сельскому хозяйству Одилжону Тулаеву. Он сказал, что не в курсе дела. Мы показали ему проект застройки новых домов на территории в 90 гектаров. Он ответил: «Я ничего не знаю, этим занимается отдел строительства». Нас этот ответ не устроил, мы пошли напрямую к хокиму Кибрайского района. В приемной к нему не пустили, сказав, что хоким никого не принимает из-за коронавируса. Мы были в масках, соблюдали дистанцию, но это не убедило секретаря. Однако нам повезло: мы повстречали замхокима по строительным вопросам Акмаля Касымходжаева. Дальше разговаривали с ним.
Показали уже названное письмо ГП «Землеустройства и кадастра недвижимости». И вот что услышали в ответ:
— Мы никаких предложений [сносить] не давали, –  и тут же оговорка, - есть перспективный план мероприятий по сносу…Я никаких писем, предложений официально по сносу не получал…Я не говорю, что этого не может быть, но это все в плане. Официального предложения, решения на снос не вышло еще.
То есть сначала замхокима отрицает какие-либо предложения со стороны Кибрайского районного хокимията по сносу теплиц и садов. Потом говорит, что не отрицает, что снос возможен. И тут же – о том, что есть программа развития Ташкента [проект генерального плана развития города Ташкента до 2041 года], куда, по его словам, входит и территория «наших» фермеров.
Мы уточнили: в проект генплана Ташкента входит часть территорий поселков Салар и Олмос из Кибрайского района. Дурмень там не значится.
Видеорепортаж:
20189views31replies
1

Комментарии