Поиск
RUUZ

Город

Группа ученых предлагает увековечить память академика Турсунбая Рашидова, назвав в его честь одну из новых станций метро

Покойный академик Турсунбай Рашидов считается основателем ташкентского метро.

1782views1replies
2

Из личного архива

До 11 декабря жители Ташкента смогли предложить несколько наименований новым станциям метро на платформе geonom.tashkent.uz. Среди предложений можно встретить множество необычных названий. Однако среди них выделяется имя академика Турсунбая Рашидова, известного как «отца Ташкентского метро».
Узбекистан располагается в зоне повышенного сейсмического риска, что превращает строительство таких сооружений, как метро, крайне трудной задачей. После катастрофического Ташкентского землетрясения 26 апреля 1966 года в госпрограмме восстановления города была исключена возможность строительства метро в Ташкенте исходя из единогласного заключения научно-исследовательских институтов в Москве:

«Ташкент расположен в зоне активных сейсмических процессов, где часто происходят сильные землетрясения, в мировой истории строительства метрополитенов – подземных железных дорог, на практике в таких местах метро не строилось и не строится».

В связи с этим предложение руководства республики во главе с Шарафом Рашидовым о строительстве метрополитена в Ташкенте была изначально отклонена. Тогда Шараф Рашидов прибег к помощи лучших представителей узбекской науки и техники в целях изменении мнения ученых Москвы. Координатором рабочей группы ведущих ученых и специалистов республики был назначен Турсунбай Рашидов, директор института сейсмологии Академии наук.
Академик Турсунбай Рашидов был ведущим учёным с мировым именем в сфере сейсмодинамики и сейсмологии, создавший на основе научных методов теоретической и прикладной математики и волновой механики концепцию модели строительства особо прочного сооружения Ташкентского метро, рассчитанного выдержать землетрясение до 9 баллов.
«При участии академика Рашидова, заслуженного деятеля науки Республики Узбекистан, была обоснована возможность проектирования метрополитена в высокосейсмичных и неблагоприятных грунтовых условиях Ташкента. Под его научным руководством впервые в практике метростроения были разработаны и внедрены новые сейсмостойкие конструкции перегонных тоннелей и станций метрополитена», – рассказывает Абдурахман Ишанходжаев, доктор технических наук, профессор Ташкентского государственного транспортного университета.
На протяжении трёх лет рабочая группу во главе с академиком Рашидовым на основе обоснованной научной-технической концепции Ташкентского метро, убеждала представителей научно-исследовательских институтов, различных министерств, ведомств и государственных комитетов, расположенных в Москве. В результате сложных научных дискуссий и дебатов, рабочей группе удалось добиться положительного решения вопроса. Если бы не разработанная академиком Рашидовым концепция модели сейсмоустойчивого метро, может быть сейчас Узбекистан не славился бы одним из самых красивых метро в мире.
В связи с этим, Анвармизо Хусаинов, действительный член международной академии наук экологии безопасности человека и природы предложил назвать одну из новых станций метро в честь академика Рашидова:

«На взгляд широкой общественности было бы справедливо назвать одну из станций Ташкентского метрополитена именем именем выдающегося учёного в области сейсмодинамики и сейсмологии Турсунбая Рашидова».

Заслуги академика Рашидова были упомянуты первым президентом Узбекистана Исламом Каримовым, который в то время был представителем рабочей группы проекта строительства Ташкентского метрополитена от правительства. В то время Ислам Абдуганиевич занимал должность заместителя председателя Госплана.

«Раньше у нас в Академии наук был Институт механики. Сейчас тоже есть — Институт механики и сейсмостойкости сооружений. Там работал один мой друг, академик Рашидов... Его работа, проделанная в рамках этого Института, ряд научных работ, его расчеты доказали это [возможность строительства метро в Ташкенте]. Для этого он дошел до самых высоких кабинетов Москвы. В то время было очень тяжко, чтобы твой проект прошел через Технический Совет. В таких вот условиях построить метро можно называть героизмом».

Труды академика Рашидова также были отмечены президентом РУз Шавкатом Мирзиёевым, наградившим его орденом «Мехнат Шухрати» в честь 27-летия независимости Узбекистана. К предложению назвать одну из новых станций метро в честь академика Рашидова присоединились научные деятели:
• Абдурахман Ишанходжаев, доктор технических наук, профессор Ташкентского государственного транспортного университета;
• Анвармизо Хусаинов, действительный член международной академии наук экологии безопасности человека и природы;
Ботир Мардонов, доктор физико-математических наук, профессор Ташкентского института текстильной и легкой промышленности;
Гоибназар Ходжаметов, доктор технических наук, профессор главный научный сотрудник Института механики и сейсмостойкости сооружений.
1782views1replies
2

Комментарии