Поиск
RUUZ

Общество

Каким должен быть единый государственный орган по социальной защите лиц с инвалидностью?

Председатель Ассоциации Инвалидов Узбекистана Ойбек Исаков рассказал о том, каким должен быть единый государственный орган по социальной защите лиц с ограниченными возможностями и объяснил, почему долгое время вопрос о поддержке людей с инвалидностью оставался в стороне.

24122views0replies
0

Влада Идунова/UzNews.uz

На протяжении многих лет вопросами социальной защиты лиц с ограниченными возможностями комплексно не занимался ни один из государственных органов. Вопросы социальной защиты перекладывались то на Министерство труда и занятости, то на Министерство здравоохранения и никогда не являлись приоритетными, так как эти министерства в основном решали свои профильные задачи. В настоящее время вопросами социальной защиты лиц с ограниченными возможностями занимаются 12 различных министерств и ведомств. Именно по этой причине за прошедший период не удалось создать эффективную государственную систему поддержки лиц с инвалидностью.
Отсутствие единого государственного органа по социальной защите лиц с ограниченными возможностями привело к тому, что:
- До сих пор существуют продолжительные бюрократические процедуры в деятельности врачебно-консультативных комиссий и врачебно-трудовых экспертных комиссий при определении группы инвалидности и обеспечении протезно-ортопедическими и техническими средствами реабилитации, а также выделение ордеров на прохождение санаторно-курортного лечения (очередь на получение ордеров может длиться 2-3 года). Об этом также свидетельствуют многочисленные обращения лиц с ограниченными возможностями, поступающие в виртуальную приемную Президента Республики Узбекистан.
- В республике действуют 7 предприятий по производству протезной продукции и технических средств реабилитации для лиц с ограниченными возможностями, из которых современным требованиям отвечают лишь 2 предприятия. Оборудование, используемое на остальных предприятиях, уже устарело, что влияет на качество и удобство изготавливаемых изделий, в первую очередь протезно-ортопедических. Отсутствует конкурентный рынок предоставления технических средств реабилитации и монетизация льгот и социальных услуг.
-  Отсутствует комплексная система учета лиц с ограниченными возможностями, а также единая электронная система их сопровождения и поддержки с момента проявления признаков инвалидности, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять действенный мониторинг социального положения лиц с инвалидностью, всестороннюю оценку их жизненных условий, разработку и реализацию индивидуальных программ развития. Отсутствует также система оказания необходимой медико-социальной помощи;
- Действующая система трудоустройства лиц с ограниченными возможностями не отвечает современным требованиям и потребностям лиц с инвалидностью. Трудоустроено всего 2% трудоспособных лиц с ограниченными возможностями, что свидетельствует о неудовлетворительной работе ответственных ведомств. Доля работающих лиц с ограниченными возможностями на госслужбе не достигает и 0,1%, хотя государственные организации должны быть примером для частного сектора в этой сфере;
- Отсутствует доступ лицам с ограниченными возможностями к общественному транспорту, объектам социальной и другой инфраструктуры. Всего 12% зданий и объектов социальной инфраструктуры доступны к использованию лицам с ограниченными возможностями, а из 64 598 объектов государственных органов только в 23 901 обеспечен доступ лицам с инвалидностью и имеются пандусы;
- Практически не ведётся работа по созданию системы инклюзивного образования, что создает барьеры для реализации права на образование лицами с инвалидностью;
- Не обеспечен доступ лицам с ограниченными возможностями в спортивные, культурные, образовательные и другие общественные предприятия, позволяющие обеспечить их содержательный досуг. Имеются многочисленные барьеры для реализации инициатив по организации специальных мест проведения досуга для людей с ограниченными возможностями;
- Отсутствуют специализированные центры оказания социальных услуг для лиц с инвалидностью, способствующие их интеграции в общественную жизнь;
- Отсутствуют специализированные автошколы по подготовке и обучению водителей автомототранспортных средств - лиц с ограниченными возможностями, даже несмотря на то, что автотранспорт для лиц с инвалидностью является средством передвижения и социальной реабилитации;
- Не проводятся научные исследования в сфере государственной поддержки лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время нет ни одного научно-исследовательского института, занимающегося изучением проблем инвалидности, в том числе направленных на применение эффективных критериев её установления. Во многих странах имеются не один, а несколько подобных институтов;
- Отсутствует долгосрочная стратегия в сфере обеспечения государственной поддержки лиц с инвалидностью, что приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, выделенных на их социальную защиту;
- Отсутствует контроль и мониторинг реализации законодательных актов в сфере защиты прав лиц с ограниченными возможностями, многие программы просто не исполняются. Например, утверждённая указом Президента от 1 декабря 2017 года № УП-5270 «Программа комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью и усилению гарантий защиты их прав и свобод» в большей части не реализована;
- На протяжении 10 лет откладывается вопрос ратификации Конвенции о правах лиц с ограниченными возможностями, в результате чего не осуществляется имплементация в национальное законодательство общепризнанных международных норм и стандартов в области обеспечения прав лиц с инвалидностью. У нас до сих пор преобладает медицинская модель решения проблем инвалидности, хотя практически все страны уже давно перешли на социально-правовую модель. По состоянию на сегодняшний день Конвенцию о правах лиц с ограниченными возможностями подписали 179 государств, из них 174 стран ратифицировали ее, в том числе из стран СНГ - Армения, Азербайджан, Грузия, Туркменистан, Украина, Молдова, Казахстан, Киргизстан и Российская Федерация. В стороне остались лишь Узбекистан и Таджикистан.
Однако политическая воля и желание совершенствовать систему государственной поддержки лиц с инвалидностью внушает некоторый оптимизм в решении вышеназванных проблем. Это нашло свое подтверждение в Указе Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 года № УП-5270, а также пункт 165 государственной программы «Год активных инвестиции и социального развития», в котором предусмотрено создание нового единого органа по социальной защите.
Так каким же должен быть единый государственный орган по социальной защите с точки зрения общественных организаций лиц с ограниченными возможностями?
Недавно был представлен проект структуры нового единого органа по социальной защите лиц с ограниченными возможностями. Часть настоящей структуры основана на медицинской модели инвалидности, что не соответствует современным требованиям и международным стандартам, так как практически все страны давно уже перешли на социально-правовую модель инвалидности. В связи с этим, Ассоциация инвалидов Узбекистана предлагает включить в структуру нового единого органа по социальной защите следующие отделы;
- Отдел по трудоустройству и занятости социально уязвимых слоев населения;
- Отдел контроля по исполнению требований законодательства о доступности физической среды для лиц с инвалидностью;
- Отдел по развитию инклюзивного образования;
- Отдел по имплементации международных договоров в социальной сфере (Конвенция о правах ребёнка, Конвенция о правах инвалидов, Конвенции МОТ и.т.д.)
- Отдел по социальному партнёрству с ННО и другими институтами гражданского общества;
- Отдел по вопросам научных исследований социальных проблем;
Включение в структуру нового единого органа по социальной защите вышеназванных отделов будет соответствовать Конвенции о правах лиц с ограниченными возможностями, а также международным стандартам.
24122views0replies
0

Комментарии