Поиск
RUUZ

Общество

Антимонопольный комитет разъяснил порядок регулирования рынка внешней рекламы

Специалисты Антимонопольного комитета и Агентства по защите прав потребителей ответили на самые распространенные вопросы в этой сфере.

5225views0replies
0

Flickr

Какой орган регулирует рынок рекламы?
Указом президента «О мерах по коренному совершенствованию правовой и институциональной системы защиты прав потребителей» было создано Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Узбекистана, являющийся уполномоченным государственным органом по осуществлению единой государственной политики, координации деятельности государственных органов и организаций в сфере защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка.
Основными задачами Агентства является разработка и практическая реализация единой государственной политики в области защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы.
Какой государственный орган раньше занимался вопросами рекламы?
В частности, с созданием Агентства по защите прав потребителей было создано единственное государственное учреждение в области рекламы.
Следует отметить, что ранее (до января месяца текущего года) эту функцию выполнял Государственный комитет по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции.
Развивается ли рынок рекламы в Узбекистане?
Считаем, что рынок наружной рекламы в Республике развивается.
Для справки: если до 1 декабря 2018 года количество конструкций в Узбекистане составляло 9605, то на 1 сентября текущего года, эта цифра составила 10170.
Согласно статистике, узбекский рынок внешней рекламы развивается, и доля на рынке рекламы колеблется от 22 до 25 %. В то время, как на мировом рынке доля внешней рекламы составляет примерно 5-7%.
Так, источник (http://www.tadviser.ru/index.php/%) сообщает, что в России в 2016 году доля внешней рекламы составила 11% (42% — ТВ, 38%-Интернет, 9%-пресса и радио).
Нужно ли внести поправки в Закон «О рекламе»?
Напомним, что Закон РУз «О рекламе» — основной документ в сфере рекламы, который существует более 20 лет, а именно с 1998 года, и понятно, он требовал обновлений.
В связи с этим, была подготвлена новая редакция Закона «О рекламе», которая соответсвует новым требованиям рынка.
Проект разработан в качестве Закона прямого действия, где предусмотрены:
⁃ расширение основных задач и сфер применения Закона;
⁃ новые основные понятия;
⁃ дополнительные полномочия Кабинета Министров, уполномоченного органа и неправительственных негосударственных организаций в сфере рекламы;
⁃ порядок проведение анализа соблюдения требований законодательства о рекламе, а также проведение экспертизы рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства о рекламе;
⁃ права и обязанности субъектов рекламной деятельности;
⁃ общие и специальные требования к рекламе, в частности новые запрещенные нормы в рекламе и ужесточение требований к защите несовершеннолетних при производстве, распространении, размещении рекламы;
⁃ нормы для партнерства в сфере рекламы, наряду с требованиями по спонсорству;
⁃ требования к отдельным видам рекламных средств, в частности рекламы на телевидение, транспорте с использованием сетей телекоммуникаций, а также внешней рекламы и установка объектов (конструкций) внешней рекламы;
⁃ расширение требований к рекламе отдельных видов товаров, таких как реклама лекарственных средств, биологически активных и пищевых добавок, продуктов детского питания, о проведении стимулирующих мероприятий, алкогольных напитков, табака, табачных изделий, кальянов и электронных сигарет, пиротехнических средств, оружия и продукции военного назначения;
⁃ восстановление ответственности за нарушение законодательства о рекламе юридических лиц, а также новые диспозиции и санкции за нарушения отдельных норм законодательства.
Данный закон, после получения предложений всех заинтересованных министерств и ведомств, а также субъектов рынка рекламы, передан в Кабинет Министров.
Зачем нужно было принимать ПКМ №702 от 30.08.2018 г.?
В целях создания здоровой конкурентной среды на рекламном рынке, улучшения облика населенных пунктов республики, а также дальнейшего совершенствования деятельности в области внешней рекламы Кабинетом Министров 30.08.2018 года было принято постановление №702 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности в области размещения внешней рекламы».
Следует отметить, что данным постановлением предлагается внедрить ряд нововведений. В частности, составление списков новых мест (раньше их искали сами субъекты), предоставление права на сооружение объектов (конструкций) внешней рекламы через открытые электронные аукционы (раньше могли отказать без всяких причин или давали разрешение за «отдельную плату»), выдача права на сооружение объектов (конструкций) внешней рекламы на земельных участках сроком до 10 лет, на зданиях и сооружениях государственной собственности — до 5 лет (раньше срок не указывался и в любой момент мог аннулироваться со стороны хокимиятов).
Это было внедрено для прозрачности данной системы, и обеспечения доступности вхождения на рынок новых субъектов.
Для сведения:
• по состоянию на 26.09.2018 года в г.Ташкенте 453 субъектов имеют паспорт на 6227 конструкций;
• 10 компаниям из 453 принадлежат 3244 конструкций или 52,1% от общего количества;
• 282 предпринимателей (компаний) или 62,2% имеют по одному (213) или две (59) конструкций;
• 39 индивидуальных предпринимателей имеют 1128 конструкций (18,1%);
• индивидуальные предприниматели (127) имеют 26% от общего количества конструкций ИП или 4,8 % от общего количества.
Какие новые порядки предусматривает проект ПКМ?
Все необходимое (мониторинг и аудит рынка внешней рекламы, предотвращение или узаконивание незаконной рекламы) предусмотрено в проекте постановления Кабинета Министров «Об упорядочении рынка внешней рекламы».
Так, согласно п.9 ПКМ №702 было поручено разработать проект решения привительства, предусматривающего утверждение:
⁃ порядок сооружения объектов (конструкций) внешней рекламы, в том числе на фасадах и внешних конструкциях зданий, а также допустимые типы и виды, дизайнерские решения и размеры рекламных объектов (конструкций), с учетом категорий городов или зон городов, определяемых по социально-общественной активности, историко-культурной ценности;
⁃ порядок формирования списков земельных участков, зданий и сооружений государственной собственности, предоставляемых для сооружения объектов «конструкций» внешней рекламы, с учетом их количества, размеров и в соответствии с категорией городов или зон городов;
⁃ порядок предоставления права на сооружение объектов (конструкций) внешней рекламы на земельных участках, зданиях и сооружениях государственной собственности посредством электронных аукционов, с определением понятия «внешняя реклама»;
⁃ порядок определения размеров платежей за установленные объекты (конструкции) внешней рекламы, в том числе ежемесячных платежей вне зависимости от наличия размещения социальной или коммерческой рекламной информации, а также дифференцированных размеров сборов за право размещения внешней рекламы;
⁃ технический регламент безопасности объектов (конструкций) внешней рекламы;
⁃ нормативы установки объектов (конструкций) внешней рекламы из расчета допустимого количества рекламных конструкций на определенной площади.
Кто будет осуществлять мониторинг внешней рекламы?
В частности в п.4 проекта ПКМ хокимиятам районов (городов) поручено системный мониторинг объектов (конструкций) внешней рекламы и выявление фактов незаконного ее размещения.
Будут ли созданы специальные комиссии по инвентаризации действующих конструкций?
В проекте ПКМ предусмотрено создание специальных рабочих групп по инвентаризации всех имеющихся объектов (конструкций) внешней рекламы на соответствие новым требованиям.
В частности, по результатам инвентаризации комиссия обеспечит:
⁃ выдачу по итогам инвентаризации заключений о соответствии размещенных объектов (конструкций) внешней рекламы действующим нормативам размещения объектов (конструкций) внешней рекламы;
⁃ аннулирование в судебном порядке паспортов, свидетельств, разрешений и иных правоустанавливающих документов на размещенные объекты (конструкции) внешней рекламы, не соответствующих требованиям настоящего постановления, в том числе полученных с использованием подложных документов.
Кто за что отвечает?
Следует отметить, что, согласно действующему законодательству, Агентство отвечает за контент, т.е. размещаемая реклама в средствах внешней рекламы должны отвечать требованиям законодательства о рекламе.
Во всем мире, в частности в странах СНГ выдачей разрешений на установку внешней конструкций занимается местные органы власти (мэрия) или отдельные муниципалитеты по вопросам рекламы. За эту деятельность они получают денежные средства из государственной казны.
Согласно пункту 1 ПКМ №702 от 30.08.2018 года заключение договоров на право размещения внешней рекламы возложены на хокимияты районов (городов), а средства, поступающие от сборов за право размещения внешней рекламы, в размере 90 процентов направляются в бюджеты районов (городов).
В порядке информации нужно отметить, что в соответствии с указом президента Узбекистана от 17.08.2018 «О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе» (приложение №3 к Указу) функции упраздненной комиссии по рекламно-информационной деятельности хокимията Ташкента было передано в Главное управление строительства Ташкента.
Руководство и контроль за размещением средств внешней рекламы в г.Ташкенте осуществляет Комиссия хокимията Ташкента по рекламно-информационной деятельности
Как раньше устанавливались конструкции?
В ст.20 Закона «О рекламе» указано, что порядок размещения внешней рекламы устанавливается органами государственной власти на местах в пределах их компетенции.
В частности в г.Ташкенте, Порядок был утвержден решением хокима г.Ташкента от 26 декабря 2007г. Так, согласно данному Порядку размещение конструкции осуществлялась после оплаты за подготовку и согласование технического документа-паспорта рекламного места в размере одного МРЗП (абзац второй п.3.1.3). Так, для установки конструкции, субъект по нынешним временам платил 202 тысяч сум.
Какие «места» будут реализовываться на аукционах?
Во-первых, аукцион будет проводиться исключительно на новые места. Эти требования не будут касаться старых мест (места, где законно до 01.12.2018 г. установлены конструкции).
Во-вторых, участник аукциона уже будет знать, какие типы конструкций он имеет право устанавливать.
В-третьих, все конструкции, в т.ч. светодиодные (led) экраны должны отвечать действующим нормативам правил безопасности дорожного движения и не должны мешать законному отдыху жителей районов (городов).
Нужно ли получать разрешение на эскиз рекламы?
С июня прошлого года, размещение рекламы на внешних источниках осуществляется без получения каких-либо согласований. И идея об отказе выдачи разрешений была предложена именно Комитетом, в целях развития конкуренции на рынке рекламы.
К сведению, ни одно средство распространения рекламы не получало разрешение на распространение рекламы. Только эскизы наружной рекламы получали «добро» компетентных специалистов государственных и негосударственных органов. Порой эскизы держались месяцами, якобы для проверки рекламируемых личностей.
Регулируется ли реклама на транспорте?
В соответствии со ст.21 Закона «О рекламе», реклама может размещаться на транспортных средствах, в том числе в метрополитене, лишь по согласованию с их владельцами или собственниками и в соответствии с требованиями безопасности и правилами дорожного движения.
5225views0replies
0

Комментарии